среда, 16 января 2013 г.

Что такое Elfstedentocht или ультра-марафон на коньках

В Нидерланды пришла зима. Ну т.е. как зима. Позавчера ночью юго-запад страны по местным меркам засыпало снегом, так что вчера утром случился рекорд по протяженности пробок. А сегодня ночью температура в нашей провинции Северная Голландия опустилась до -6. Многие  каналы, даже достаточно широкие, покрылись льдом и по дороге на работу можно было наблюдать радующие глаз виды встающего красного солнца и где-то заиндевелого, а где-то слегка заснеженного ландшафта.
Как только в Нидерланды приходит зима и температура падает ниже нуля сразу же начинаются  спекуляции на тему одного очень интересного мероприятия, которое целиком и полностью зависит от морозной погоды. Особенно сильны эти спекуляции в провинции Фрисланд (Friesland), где это мероприятие и проходит (и где мы до мая прошлого года прожили 2 года).
Событие это называется Elfstedentocht (читается Эльфстейдентохт, дословно переводится как Тур Одиннадцати Городов) и представляет из себя забег (или заезд) на коньках по естественному льду каналов провинции Фрисланд. Как можно догадаться из названия, маршрут этого тура проходит через 11 городов и городков провинции, стартуя и финиширую в столице провинции Лееувардене (Leeuwarden). Общая протяженность этого забега составляет почти 200 км. На карте он отмечен тонкой синией линией.


Почему же вокруг этого события поднимается такой ажиотаж еще даже до его свершения? 

Во-первых, дело в любви голландцев к конькам. Особенно во Фрисланде. Один мой бывший коллега говорил, что практически у каждого жителя этой провинции есть пара коньков. Во всяком случае так точно было раньше. Как только каналы хоть как-то замерзают, сразу же на них высыпают дети, а за ними и взрослые кататься на коньках. Группы энтузиастов чистят лед от снега на ближайших каналах и озерах, на домах появляются объявления о заточке коньков. По выходным улицы городков и деревень пустеют и все население перемещается на лед водоемов. Организуются различные забеги/туры по замерзшим каналам, участие в которых могут принять все желающие. Я помню, как еще один из моих бывших коллег в один такой морозный день внезапно заявил, что завтра он на работу не придет. Возьмет отгул, чтобы прокатиться в одном из таких местных туров. Также я слышал, что еще до того, как я пришел работать в ту компанию во Фрисланде, многие регулярно ходили в обеденный перерыв покататься на коньках на ближайший каток.

Часто спорт рождается из забавы (и для простого населения часто ей и остается). А забава из жизненной необходимости, обусловленной природныму условиями, климатом и другими факторами неизменными на протяжении веков. Скандинавы любят лыжи и очень сильны в них. Потому что исторически в зимнее время года этот способ передвижения был единственно доступным. Так и в Нидерландах. Вся страна изрезана сетью рек, озер, каналов и канальчиков, многие из которых прорыты искуственно. В числе прочего сеть каналов всегда являлась и до сих пор является важнейшей транспортной системой страны. Лодки, баржи, яхты и другие плавсредства до сих пор используются для перемещения людей и грузов из точки А в точку Б внутри страны.

Зимы же в Нидерландах (во всяком случае раньше) были морозные, но без большого количества снега. Поэтому каналы замерзали ровным слоем льда. Ну а если традиционный способ передвижения по замерзшим каналам не доступен, то надо придумать что-то другое. Так около 3000 лет назад, по свидетельству историков появились на свет первые коньки. И если первые коньки появились в Южной Финляндии, то именно голландцам приписывают изобретение коньков с затачиваемой кромкой в 13-14 веке. Именно такой конструкцией коньков все пользуются до сих пор.

Начавшись как способ передвижения из одной деревни или города в другую в морозное время года, коньки скоро стали забавой для всех слоев населения в Нидерландах. На картинах голландских мастеров различных эпох это достаточно часто встречающийся сюжет. Вот, например, Питер Брейгель Старший:

Но если с всенародной любовью голландцев, а особенно фризийцев к конькам все понятно, то что же все таки делает Тур Одиннадцати Городов таким особенным?

Все дело в том, что условия позволяющие провести это мероприятие случаются далеко не каждый год. Для того, чтобы лед встал на протяжении всего маршрута тура и достиг необходимой толщины (примерно 15 сантиметров) морозная погода должна продержаться какое-то время. К сожалению, такое случается не часто, что делает Тур еще более особенным. Последний Тур случился целых 16 лет назад, в 1997 году. Всего с момента начала официальной организации в 1902 году прошло 15 туров. В какие-то года, например, с 1940 по 1942 и в 1985-86 туры случались даже подряд. А когда-то следующего тура приходится ждать десятилетиями. Самый длительный промежуток в 22 года был между турами 1963 и 1985 годов соответственно.

В прошлом, 2012 году тур почти случился. Кое-где даже можно увидеть отсылки к Туру 2012 года как к "Туру, которого не было".  Я сам помню, как в начале февраля все было приведено в "боевую готовность": добровольцы чистили лед на маршруте тура, собрался специальный комитет, который заведует организацией тура. Новости о том будет ли тур или нет и если да, то когда без преувеличения были главными новостями на всех каналах. В какой-то момент даже была названа потенциальная дата проведения Тура - 11 февраля 2012 года. По мере приближения этой даты лед почти на всем протяжении маршрута был даже лучше, чем надо - до 25 см. Проблемной была только зона рядом с одним из городов тура, расположеном на юго-западе провинции: Стафореном (Stavoren). Там толщина льда была всего 2 см. Ситуация так и не изменилась до потепления 12 февраля.

Принять участие в туре может далеко не каждый. 200 профессиональных конькобежцев  и 16000 любителей соревнуются на дистанции в две сотни километров. Большего количества участников лед просто не может выдержать. Но желающих принять участие в Туре несоизмеримо больше. Поэтому для того, чтобы быть допущенным к забегу, нужно состоять в специальном клубе Тура Одиннадцати Городов. Только среди членов клуба распределяются стартовые билеты. Попасть в этот клуб очень сложно. На данный момент количество членов клуба строго фиксировано и составляет около 20000 человек. При этом около 1900 человек уже несколько лет стоят в "листе ожидания", чтобы попасть в клуб. Это очень хорошо характеризует насколько популярен и даже мифичен Тур Одиннадцати Городов в Нидерландах.

Немного о соревновательной части. Время преодоления дистанции очень сильно зависит от погоды и варьируется для победителей от 7 до 11 часов. Для простых же участников оно может составить гораздо больше. Как говорил мой коллега, стартуют все в темноте, в темноте же многие и финишируют (зима все-таки, световой день короче). Чем вам не Ironman на коньках? Это Тур 1997 года:

Туры разных годов также очень отличались по тяжести. Например, тот же коллега, с гордостью говорил, что его дядя финишировал в туре 1963 года, когда многие не дошли до финиша. А вот про финиш дяди в туре 1985 года говорил, что это было легко. Дело в том, что в 1963 году участникам пришлось бежать при температуре -8 градусов, по плохому люду и при сильном восточном ветре. А восточный ветер особенно неприятен, т.к. становится встречным на самом  сложном и открытом участке маршрута ближе к концу забега, когда силы уже на исходе. В 1985 году, напротив, температура во время самого Тура была около 0 и ветра почти не было. Кстати, время победителя в 1963 - 10 часов 59 минут, а в 1985 - 6 часов 47 минут. Почувствуйте разницу.

До конца недели в Нидерландах обещают стойкий минус, не теплее -6. Кто знает, может в этом году Тур все-таки состоится?

Комментариев нет:

Отправить комментарий